[Как фотографировать][bsummary]
[Как фотографировать][bigposts]

Как фотографировать

[Как фотографировать] [twocolumns]

Устройство фотоаппарата

[Устройство фотоаппарата] [twocolumns]

Сергей Романов: «В художественных работах символы не подлежат расшифровке»

Сергей Романов — одна из самых неоднозначных личностей в культуре современной фотографии. Добившись успеха в рекламно-гламурной съемке, он в корне поменял направление своего творчества и занялся художественной фотографией.
Его работы экспонируются и продаются в художественных галереях по всему миру, он не делит фотографов и художников, и считает что символы не подлежат расшифровке. «Свободный ракурс» побывал в мастерской художника и поговорил об искусстве.


Об гламуре и амбротипе
Съемка 90% глянца — это абсолютно угнетающая история. И к творческой фотографии это не имеет никакого отношения. К умелому чудо-фотографу приводят каких-то людей, которые почему-то называют себя моделями людей, их одевают в чужую одежду, красят и причесывают так, как в жизни не бывает, ставят в чужой квартире-домике-студии (с декорациями для всех). И фотограф снимает все это на такую же камеру и оптику, как у всех остальных фотографов, пользуется казенным светом, и при этом называет все это творчеством… Творчество кого там есть? Господа Бога, что создал мир и человека, творчество мамы-папы модели человека? Дизайнера одежды и помещения, визажиста или парикмахера? Творчество инженеров Никона-Кэнона? Чье творчество? И что, самое главное, что рождается в этом творчестве? Одинаковые картинки с одинаковыми моделями в одной и той же одежде и декорациях, одинаково нелепо стоящими с одинаково глупыми лицами… Но и тут безусловно есть исключения. Есть Vogue, календарь Пирелли, Сара Мун, Дебора Тербевилл, Паоло Роверси и еще два десятка мировых имен и брэндов, которые действительно делают что-то потрясающее!

Создавать попсовые гламурные картинки можно. Иногда даже интересно. Но все это одноразовая как презерватив история. Сегодня ты снимаешь картинку и показываешь ее. Неважно как сити-борд, как обложку журнала или как пост Вконтакте, завтра снимут и вывесят еще сто-триста подобных работ, послезавтра — твою карточку не вспомнят… И наверное единственное оправдание ей — деньги за произведенный труд. Безусловно, и я грешу коммерческой фотографией, но стараюсь никому ее не показывать…

Творчество же последние несколько лет снимаю только на старинные форматные камеры, к восстановлению которых сам приложил руки, на антикварную оптику, на пленку или амбротип (фотография на стеклянной пластине).
Сегодня амбротип не является какой-то тайной. Это раньше этому направлению приписывались какие-то магические свойства из-за недостатка информации, а теперь все материалы совершенно спокойно можно купить в интернете, там же подчеркнуть необходимую информацию о процессе.

Про работу в команде и одиночество
Забудьте слово «команда», ее в фотографии не существует. Все шедевры — это работа одного человека, мы же не можем сказать: «Какая крутая была команда у Рембрандта!». На съемочной площадке каждый выражает свое мнение, делает то, что хочет сделать и так, как умеет. Окончательный продукт получается, только если способности всех участников процесса волшебным образом совпали. При этом ответственность за результат все равно несет фотограф. Поэтому я, например, даже не вижу смысла подписывать авторство тех, кто со мной работает.

Даже два человека, по мнению ученых, разговаривая, понимают друг друга только на 45-50%. Один говорит одно, а другой понимает в меру своего развития. Единственный человек, которые понимает тебя на 100% — это ты сам.
Любой творческий человек, да и просто человек, одиночка. Он рождается один, кто сказал что в течение жизни должен быть еще кто-то? Да, эту узкую дорожку могут пересекать другие дорожки, или идти параллельно. Но от этого мир художника не становится шире.

Об оценке творчества и символах
Важно ли для художника, что б его понимали? В моем личном опыте существует следующая закономерность: когда я снимал попсу — я нравился всем, когда я стал снимать цифротрэш, он понравился только части аудитории. А когда я перешел на художественное изображение, количество почитателей моментально сократилось. Остались только те, кто действительно понимает меня капельку большие других. И кстати, тут есть одно но: если попсу покупали только журналы, трэш покупали уже частные заказчики, то художественная фотография (в моем случае амбротип) продается совершенно спокойно.
В художественных работах символы не подлежат расшифровке. Каждый человек будет видеть тут нечто свое. И каждый будет абсолютно прав. И если вдруг кто то увидел то, что пытался снять я, значит это просто раздвоение личности.

Про амбротипный портрет
Амбротипный портрет — это все-таки не портрет как таковой, а получение артефакта. В данном случае артефакт — это само стекло. При этом не всегда понятно, как химия работает, что с ней происходит, зачем и почему. Материалы стареют, ведут себя порой совершенно непредсказуемо, реагируют на влажность, температуру и т.д.
Вот если бы одну из последних моих работ снять на обычную пленку — результат был бы принципиально другой, но зато предсказуемый. Там серый фон и коричневая ткань —  смотрелось бы все это, мягко говоря, не интересно. Амбротип не создают, он случается. Раз и случается. В то время как в цифровой фотографии ты предвидишь результат за долго до того момента, когда нажимаешь на кнопку.

Про вдохновение
Нельзя сказать, что в определенный момент просто возникает желание снимать. Желание — это совсем другое. Тут скорее имеет место осознание того, что ты должен что-то сделать, эфемерное ощущение, а не осознанный замысел.
К слову, я не делю фотографов и художников. Фотограф — это и есть художник, просто он пользуется другими инструментами.

Про композицию
Композицию невозможно ни выучить, ни понять, ни освоить. Ее нужно чувствовать. Фотограф, как и художник, пишет пятнами. Это в детстве мы сначала рисовали контур, а потом его раскрашивали. Жизнь же нам показывает пятна, пятна света и тени. И если они находят друг друга — получается замечательный кадр.

О художественных течениях и искусстве
Искусство живет ради самого себя, и ты им занимаешься. Нужен ли ты искусству? Скорей всего нет. Если ты ждешь благодарности — это уже коммерция. Если это коммерция — давайте это классифицируем и поставим цену.
Есть масса направлений и масса фотографов, которые снимают в этих разных направлениях. Но я не готов себя куда-то относить. Фотография может быть хорошая или плохая. Но как только появляется классификация — это уже продажа. Ты определяешь свой жанр, чтобы тебя могли найти покупатели. Так что давайте мои работы мы никак не будем классифицировать.

О продаже своих работ
Важно ли мне продать снимки? Скорее да, чем нет. Это не будет для меня оценкой этих работ, но зато так они останутся в целости и сохранности. Что произойдет, если они не продадутся? Повисят некоторое время в галерее, вернутся в мою мастерскую, будут валяться, может быть даже разобьются… А так они будут жить.
Жалко ли отдавать? Новые — да. Пока они висят в мастерской, а через месяц мне адски надоедят и поедут в галерею.

Про след в истории
Конечно да, хоть и не хочется в этом признаваться. Кто-то остается в своих детях, кто-то в домах построенных, кто-то в деревьях посаженых… А еще, наверное, хочется подтвердить или опровергнуть тот факт, что искусство не развивается. Ведь нельзя сказать, что Пушкин был менее гениальным, чем Бродский, а ведь он даже не знал, что такое сотовый телефон… Все искусство находится на одной линии, независимо от эпохи. И вот к этой линии хочется приблизиться. Те, кто к ней приблизился, остались там навсегда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий